homepage
Фотоколлаж Juzmedia

Национальная безопасность или капитуляция перед ТНК? Главный обман «Казахстан-2030»

17.03.2025, 11:04

Программа «Казахстан-2030» была лично инициирована первым президентом Нурсултаном Назарбаевым в 1997 году. Она представляла собой стратегический план долгосрочного развития страны, направленного на повышение уровня жизни населения и вхождение Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира. Однако спустя почти три десятилетия казахстанцы не ощутили обещанных улучшений в качестве жизни. Вместо этого годы реализации программы стали эпохой расточительства доходов от сырьевой торговли, всепроникающей коррупции, авторитарного правления и обнищания народа. В новом обзоре провальных госпрограмм Juzmedia.kz подробно разбирает грандиозные планы светлого будущего Казахстана, которым, похоже, так и не суждено воплотиться в реальность.

«Казахстан-2030» – это тот же Жана Казахстан только с цифрами», иронизирует отечественный политолог Димаш Альжанов.

Трудно не согласиться, учитывая, что в далеком 1997-м году действительно казалось, что с теми запасами ископаемых, которые имеет наша страна, и с правильным распоряжением этих богатств умным и дальновидным руководством к 2030-му году мы действительно станем процветающим государством наряду с ведущими экономиками мира. Однако вышло так, что ноша «легких денег» оказалась нестерпимо тяжелой. Слишком велик соблазн, слишком много падких на деньги людей оказалось во власти.

Семь заповедей «Казахстан-2030»   

Нурсултан Назарбаев лично был инициатором этой программы, составляя ее не без наставлений иностранных «советников» о том, каким прогрессивным и благосостоятельным должен стать Казахстан и его народ уже к 2030-му году.

В содержании значилось семь приоритетных стратегий, таких как национальная безопасность, внутренняя политическая стабильность и консолидации общества, экономический рост на основе открытой рыночной экономики, здоровье, образование и благополучие граждан, использование энергетических ресурсов для роста экономики, развитие инфраструктуры, транспорта и связи, а также борьба с коррупцией и повышение эффективности госаппарата.  

Были даны обещания, что ВВП страны увеличится в 10 раз по сравнению с 2000 годом. Доходы населения вырастут в 4-5 раз, средняя продолжительность жизни достигнет 75 лет, безработица снизится до уровня 3-4%, а ВВП от несырьевого сектора увеличится до 50%. Главное: снизится коррупция, произойдет рост притока иностранных инвестиций в 5 раз, все услуги будут цифровизированы, крупные транспортные узлы модернизированы. А также повысится качество медицинских услуг и снизится уровень смертности.

Однако уже сейчас, за пять лет до предполагаемой даты претворения золотых заповедей в жизнь, мы видим, что практически ничего из этого реализовано не было.

Во-первых, коррупция в Казахстане остается серьезной проблемой. По индексу восприятия коррупции Transparency International, Казахстан занимает 93-е место из 180 стран.

Во-вторых, зарплаты казахстанцев не поспевают за инфляцией, а образование и медицина по-прежнему остаются недоступными, хронически недофинансированными и проблемными сферами.

В-третьих, экономический рост страны до сих пор держится преимущественно на добыче нефти, тогда как доля несырьевого сектора так и не достигла запланированных 50% ВВП. Между тем ключевые отрасли, такие как промышленность и сельское хозяйство, которые могли бы стать опорой экономики, остаются в тени и фактически игнорируются.

Кто разбогател на сырьевых нефтедолларах?

Подлинным отцом стратегии «2030» был не кто иной, как Джеймс Гиффен, американский бизнесмен, которого называют «кошельком» казахстанской элиты. Он – один из главных обвиняемых по делу о коррупции в высших эшелонах казахстанской власти – «Казахгейт». Принадлежащая ему компания Mercator Corporation занималась инвестициями в страны бывшего СССР, а заодно и махинациями в нефтяных сделках Казахстана.

Именно Гиффен нашептывал бывшему президенту идеи и план развития Казахстана путем выкачивания из страны полезных ископаемых.  

В 2003 году американские прокуроры обвинили бизнесмена в даче взяток в размере около 84 миллионов долларов Назарбаеву и еще одному фигуранту дела – тогдашнему премьер-министру Нурлану Балгимбаеву для обеспечения нефтяных контрактов на Тенгизском месторождении. Гиффен был арестован в аэропорту Нью-Йорка при попытке сесть на самолет в Париж. При нем был казахстанский дипломатический паспорт, хотя двойное гражданство не допускается законами Казахстана.  

Несмотря на громкие обвинения, в 2010 году Гиффен отделался минимальным наказанием – его признали виновным лишь в нарушении налогового законодательства. Это вызвало множество слухов о его связях с ЦРУ и сделке с американскими властями, которая позволила ему избежать серьезного тюремного срока.

Тем временем обнаруженные швейцарскими банковскими чиновниками эти $84 миллиона на счетах Назарбаева предназначались для казахстанской казны. Впоследствии Назарбаев добился принятия парламентом закона, предоставляющего ему юридический иммунитет.

Eго статус и полномочия определялись Конституцией и отдельным конституционным законом. Согласно этим положениям, первый президент обладал полной, безусловной и бессрочной неприкосновенностью за все действия, совершенные им во время нахождения в должности.

За 20-летний период его семья неплохо обогатилась. В декабре 2020 года, согласно расследованию «Радио Свобода», было выявлено как минимум $785 миллионов, вложенных членами семьи Назарбаева и их родственниками в недвижимость в Европе и США. Эта сумма включает несколько объектов недвижимости, которые с тех пор были проданы, включая многомиллионные апартаменты в США, купленные братом Назарбаева, Болатом. Эти деньги могли бы и должны были быть вложены в развитие страны, но ушли на личное обогащение высших должностных лиц и их семей.

Спасет ли ситуацию новая программа «Казахстан-2050»?

Осознав, что заявленные ранее цели нереализуемы, в 2012 году Назарбаев представил новую стратегию «Казахстан-2050». Вместо подведения итогов и признания ошибок власти решили просто продлить срок программы, сдвинув ключевые показатели на 20 лет позже.

Признав недостижимость ряда показателей из программы «2030», экс-президент решил сделать ставку на индустриализацию и инновации, развитие несырьевого сектора, но без уточнения механизмов реализации.

Также решено было создать «сильное государство» с рыночной экономикой, но политическая система пока остается авторитарной. Была обещана жесткая борьба с коррупцией, но реальных антикоррупционных реформ не произошло. Появились уверения о формировании «социально ориентированного государства», хотя соцподдержка осталась никакой. 

Помимо этого, в «Казахстан-2050» был провозглашен переход к «подотчетному государству», но на практике демократические реформы не были реализованы. Была введена еще одна ненужная программа «Мәңгілік Ел», как идея национального самосознания, но без какой-либо цели и конкретики. Был актуализирован переход на «зеленую экономику», однако высокая зависимость от углеводородов сохраняется. 

«Да, в программе «Казахстан-2050» показатели размыты. Если в «Казахстан-2030» были четкие конкретные цифры, то в новой стратегии их нет. Теперь в программе значится просто «диверсификация экономики, вместо конкретных 50% доли, которые ставились как цель для несырьевого сектора. Теперь просто «борьба с коррупцией», вместо конкретных данных, во сколько раз она должна снизиться. Власти понимают, что не так просто будет сменить курс, когда вся экономика построена вокруг добычи и экспорта ресурсов», - комментирует политолог Ануар Бахитханов.

Фактически стратегия «Казахстан-2050» превратилась в еще один долгосрочный лозунг. Она лишь заменила неудобные конкретные цифры более размытыми целями. А ее реализация по-прежнему сталкивается с коррупцией, слабой институциональной средой и отсутствием политических реформ. Власть продолжает подавлять оппозицию, контролировать медиа и не допускать серьезных изменений в системе управления страной.

И вот народ независимого Казахстана с уже 34-летней историей стоит на пороге 2030 года – обманутый, ограбленный, но все еще не теряющий надежды. Нам рассказывали о великом будущем, о процветании, о том, как наше богатство работает на нас. Но где оно? Где тот Казахстан, который нам обещали? Страна, исчерпавшая веру, но не ресурсы, смотрит на тех, кто обогатился за счет народа, и молчит. Мы терпим, а они пируют. И пока власть сменяет друг друга, пока новые лица говорят старые слова, остается один вопрос: неужели и дальше мы будем только свидетелями собственной разрухи?  

Juzmedia

«Juzmedia» - ақпараттық-ағартушылық портал. Қазақ қоғамының өсуі, өзгеруі тұсында болып жатқан құбылыстарды мүлт жібермейтін сенімді ақпарат көзі. Атауына қатысты түсініктеме бере кетсек: Елде болып жатқан әр іс-әрекеттің сыртында адам, адамның бет-бейнесі, ЖҮЗІ бар. Яғни, жауапкершілігі, ар-ожданы деген сөз. Мейлі қарапайым адам, мейлі шенеунік осы түсінік аясынан алшақтамаса.