Всего за какую-то неделю в страну пришла чуть ли не новая эпоха под эгидой народной власти и влияния. Теперь казахстанцы весьма успешно отменяют неугодных им представителей – будь то известные личности или крупные компании. После самых нашумевших кейсов с актером Шарипом Сериком и курьером из Magnum последовала волна жалоб на различные организации: от цветочных салонов до спа-студий, которых народ призывал бойкотировать по разным проступкам. Корреспондент Juzmedia.kz разбирался, в чем секрет внезапно вспыхнувшего в Казахстане тренда «отмены».
Один из главных резонансных случаев последних дней начался ровно неделю назад, когда блогер Алия Бутеева опубликовала кадры с камеры видеонаблюдения в лифте, а затем фото своего лица с синяками, заявив об избиениях со стороны бывшего парня Шарипа Серика, известного казахстанского актера, выступающего под псевдонимом Шакенти.
В тот же день крупнейшая в стране медиакомпания Salem Entertainment, плотно сотрудничавшая с актером, сделала резкое и жесткое заявление на своих официальных страницах о расторжении контрактов с ним.
«В связи с последними событиями наша команда приняла решение внести актера Шарипа Серика в черный список и полностью прекратить любое сотрудничество. Все контракты с ним прекращены», - сказано в публичном заявлении.
Кроме того, компания добилась полного исключения Шакенти из всех проектов, в которых он был задействован. В том числе из сериала «Патруль», премьера которого состоялась сегодня. Все сцены с его участием были оперативно вырезаны и пересняты с другим актером.
Иронично, что в 2021 году экс-супруга Шарипа Серика – известная казахстанская реп-исполнительница Say Mo уже жаловалась на систематические побои со стороны бывшего партнера. Правда тогда девушка боялась сообщать об этом открыто, ибо опасалась его связей и матери-адвоката.
Отметим, вслед за историей Шакенти началась волна отмен других компаний. Одним из самых резонансных стал случай с цветочным салоном «Романтик», который попытался «хайпануть» на острой теме, опубликовав пост с провокационной акцией: «За 1 удар – 101 роза».
Общественность моментально отреагировала: поднялся шум, салон обвинили в пропаганде насилия, и в итоге пост был удален. Однако последствия уже наступили – клиенты начали бойкотировать бренд, а рейтинги компании в 2GIS и соцсетях резко упали.
«Сейчас достаточно одного негативного случая – и рейтинг компании в 2GIS и других платформах резко падает. Бизнес должен четко понимать свою аудиторию и говорить с ней на одном языке – в прямом и переносном смысле», - считает блогер и IT-специалист Аршат Оразов.
Языковой скандал
Кстати, о языке. Уже который день в социальных сетях не стихают жаркие дискуссии о компании Magnum, которую тоже весьма масштабно бойкотируют казахстанцы из-за увольнения казахоязычного курьера, который потребовал от клиента говорить на госязыке.
Общественники считают, что, если бойкот даст свои плоды и Magnum отменят, это станет первым в истории подобным прецедентом, показывающим масштаб народной власти и влияния.
«Думаю, не все в начале придали значение и поверили в серьезность происходящего. Но теперь видно, что бойкот реальный. Для компании, торгующей скоропортящимися товарами, это серьезные убытки. Большинство населения – казахоязычное. И компании, и их PR-специалистам нужно переосмыслить свое отношение к языку и к своей аудитории. Это кейс о том, что нельзя игнорировать язык коренного населения. Возможно, это не последний случай, и другие компании, торгующие у нас, должны извлечь уроки уже сейчас», - рассказал в интервью Juzmedia.kz Аршат Оразов.
Пока для казахстанцев это совсем новая глава в истории и не все верят в реальность происходящего. Напомним, что в западных странах культура отмены работает давно и вполне четко. Достаточно вспомнить кейс с крупнейшим американским пивным производителем Bud Light, который потерял $5 млрд дохода из-за рекламы с трансгендером, вызвавшей волну недовольства консерваторов и последующий бойкот. Пивные точки и бары фиксировали падение спроса и посещаемости до рекордных 70%. В Казахстане же таких кейсов не было, поэтому отмена Магнума может стать первым таким случаем в истории, что укрепит не только позиции народа, но и права казахоязычного населения в борьбе за культурную и языковую идентичность.
«Juzmedia» - ақпараттық-ағартушылық портал. Қазақ қоғамының өсуі, өзгеруі тұсында болып жатқан құбылыстарды мүлт жібермейтін сенімді ақпарат көзі. Атауына қатысты түсініктеме бере кетсек: Елде болып жатқан әр іс-әрекеттің сыртында адам, адамның бет-бейнесі, ЖҮЗІ бар. Яғни, жауапкершілігі, ар-ожданы деген сөз. Мейлі қарапайым адам, мейлі шенеунік осы түсінік аясынан алшақтамаса.