Февраль завершился, и если вам казалось, что январь был бурным, то этот месяц доказал, что в Казахстане скучно не бывает. Политический театр абсурда продолжает радовать нас новыми постановками, а мы, как верные зрители, смотрим, удивляемся и задаемся вопросом: это уже дно или кто-то опять постучал снизу? Разбираем главные события месяца в обзоре Juzmedia.kz.
НДС раздора
Начнем, конечно, сразу с десерта – налога на добавленную стоимость. В январе мы сообщали, что власти задумались о повышении НДС до 20%, но после официального заявления Президента решили-таки остановиться на 16%. Вот так всегда: сначала ляпнут, а потом ждут, прокатит или нет. Не прокатит больше, уважаемые господа чиновники! Хорошо вам – голову в песок, а нам подачка в 16%, мол, успокойтесь. Не хотят они цветных или кровавых последствий. Мы уже наизусть знаем все алгоритмы ваших действий и решений. Но что поделать –откуда-то же надо нашу бедную несчастную казну пополнять!
Так что и повышение ставки НДС, и возможное снижение порога до 15 млн тенге нам все-таки ожидать стоит. И реформы эти, возможно, вступят в силу уже 1 января следующего года. Только кому от этого легче? “Подарочек” бизнесу, особенно малому, обеспечен. Чего ждать дальше? Может, налог на воздух? Хотя он, кажется, уже включен в тарифы на ЖКХ. Вы ж наверняка удивились квитанциям по коммунальным платежам, которые получили за январь? Жители крупных городов неоднократно высказывались относительно повышения цен по коммунальным платежам, у кого-то счета за отопление выходили по 80 тысяч тенге в месяц!
Наш уважаемый вице-министр энергетики Арман Касенов прокомментировал ситуацию так: рост тарифов на тепло имеет место, но не является "драматичным". Да, конечно, кому как не нашим чиновникам знать, какие цифры для простых казахстанцев драматичны, а какие нет. Мы же богатая страна! Так что легко из своего кармана отдадим деньги на модернизацию одряхлевших коммунальных предприятий. Ведь, скорее всего, именно из-за этого цены на тепло растут. На воду и электричество тоже.
ЧП на шахте
К слову, одряхлели в Казахстане не только коммунальные предприятия. Частные промышленные гиганты уже давно не следят за состоянием разрабатываемых шахт и рудников. В феврале страну потрясла очередная трагедия в Улытауской области – на руднике «Жомарт», принадлежащем корпорации «Казахмыс», произошло ЧП, погибли 7 горняков. Спецкомиссия завершила расследование. Предварительная причина аварии – взрыв природного газа. Как сообщил вице-министр по ЧС Кеген Турсынбаев, в ближайшее время общественности представят все итоги расследования.
Буквально накануне Президент снял с поста министра промышленности и строительства Каната Шарлапаева. Связано ли его увольнение с этой трагедией? Скорее, да, чем нет – промышленная отрасль накопила кучу проблем, которые все еще остаются без решений. С ними теперь предстоит справиться новому министру – Ерсайыну Нагаспаеву, который с 2021 года трудился в КТЖ.
Аэротакси в Казахстане
Если это самые настоящие реалии Казахстана – то сейчас о новостях из мира фантастики: в нашей стране решили запустить аэромобили! Да, вы не смейтесь, потому что вообще не смешно – обычный общественный транспорт в городах превратить в удобный – задача нереальная для наших властей. А вот аэромобили – это легко! Реакция народа ожидаемая: казахстанцы просто высмеяли идею. Ну, а что? В стране, где даже дороги нормально построить не могут, нам обещают небо под крылом. Возможно, следующим шагом будет метро в ауле? Или давайте дадим им шанс для начала хотя бы ЛРТ достроить?
Нурали Алиев распродает активы?
И к вечно актуальной теме – Назарбаев и его семейный клан. Внук первого президента, Нурали Алиев, покидает «Транстелеком» и продает этот актив. Совпадение? Не думаем. Если кто забыл, «Транстелеком» – одна из крупнейших телекоммуникационных компаний в стране. Что будет дальше – большой вопрос. Но чувствуется, что династия окончательно теряет позиции.
Особый статус Туркестана
Еще одна знаковая новость – Туркестан получил особый статус. Сенат одобрил законопроект. Что это значит? Больше финансирования, больше льгот, больше инвестиций... на бумаге. А на деле? Давайте посмотрим, станет ли Туркестан вторым Дубаем, как мечтают чиновники, или же очередным новым памятником казахстанской коррупции.
Нападение на ребенка в лифте
В феврале не обошлось и без трагедий. В Алматы произошло ужасающее нападение на ребенка в лифте – подросток с диагнозом шизофрения изрезал лицо 5-летнему малышу. История вызвала общественный резонанс, снова подняли тему защиты детей и проблем людей с инвалидностью. Как всегда, в очередной раз заговорили об изменениях, но, когда они действительно последуют – неизвестно.
Тем времен в больницах наших регионов так и остается острым вопрос нехватки мест для госпитализации людей с психоневрологическими диагнозами. Что известно сейчас: напавшего 14-летнего подростка поместили в стационар под усиленное наблюдение сроком на месяц, после чего его мать заявила о неоднократном избиении ее сына санитарами мед учреждения и сообщила об этом в полицию. Результаты обхода пока не сообщаются.
Скандальное возвращение Алмаса Кишкенбаева
Еще один нелицеприятный инцидент, произошедший с молодым парнем в Алматы, который подвергся сексуальным домогательствам, да не абы от кого, а от известной личности, когда-то гордости казахстанской эстрады – певца Алмаса Кишкенбаева. Совсем не тот камбэк, который мы бы хотели видеть от таких, как нам всем казалось, приличных людей. Даже говорить об этом неловко. Да и самому артисту явно не по себе от всей этой ситуации. Выйдя из-под стражи, экс-звезда Суперстар.кз заявил, что никаких домогательств с его стороны не было, он просто позволил себе неформальный такт в общении с подростком, который, к слову, работал курьером и в тот момент приехал доставить посылку. Впрочем, это заявление певца ничего не прояснило. Пресса и общественность ждали хоть какого-то объяснения, раскаяния, но, видимо, рассчитывать на внятный ответ не приходится. Как говорится, тише едешь – дальше будешь.
Иноагенты в Казахстане
Далее в нашем обзоре: в Парламенте очередная «гениальная» инициатива – предложение ввести статус иноагентов. Депутат Ирина Смирнова, похоже, решила, что у нас слишком много независимых голосов, пора бы их приглушить. Если закон примут, Казахстан официально перейдет в разряд стран, где критиковать власть – значит быть агентом зарубежного влияния. Ну что ж, такими темпами свобода слова в Казахстане окончательно умрет.
Охота на блогеров
Если вы уже поняли, на чью политику управления страной и народом ориентируется наша власть – то вот вам еще один пример. Налоговики объявили самую настоящую охоту на блогеров. Не так давно одному за другим вашим любым инфлюенсерам стали прилетать письма счастья от налоговой, где значатся такие суммы долгов, которые сами боги интернета и соцсетей в своей жизни не видели.
Однако наши чистильщики карманов взялись за них всерьез. Интересно, это забота о бюджете страны или просто новый способ надавить на неугодных медийных персон? Почему-то на олигархов, оформивших компании в офшорах, никто не наезжает... что-то уж больно явно мы повторяем чьи-то диктаторские сценарии, вам так не кажется? Похоже мы катимся в ту же яму.
Кадровые рокировки
А вот наши чиновники продолжают пляску: среди акимов произошла очередная рокировка по креслам. У ВКО новый глава – Нурымбет Сактаганов, а Берик Уали – бывший пресс-секретарь Токаева – теперь возглавил Абайскую область. Перетасовка колоды продолжается, но вот изменится ли что-то для простых людей? По всей видимости, нет: одно из первых решений Уали на новой должности – строительство колеса обозрения в регионе, где нет нормальных дорог.
Вот таким был февраль. Оставайтесь с нами, чтобы быть в курсе самых горячих новостей. И не забывайте: если вдруг у вас появится надежда на лучшее – просто подождите следующего месяца, власть наверняка придумает, чем нас еще «порадовать».
«Juzmedia» - ақпараттық-ағартушылық портал. Қазақ қоғамының өсуі, өзгеруі тұсында болып жатқан құбылыстарды мүлт жібермейтін сенімді ақпарат көзі. Атауына қатысты түсініктеме бере кетсек: Елде болып жатқан әр іс-әрекеттің сыртында адам, адамның бет-бейнесі, ЖҮЗІ бар. Яғни, жауапкершілігі, ар-ожданы деген сөз. Мейлі қарапайым адам, мейлі шенеунік осы түсінік аясынан алшақтамаса.