Казахстанские депутаты недавно вдруг озаботились неправительственными организациями, которые получают финансирование из зарубежных источников. Мажилисвумен Ирина Смирнова внезапно предложила ввести в нашей стране закон об иноагентах, чтобы контролировать организации, которые, по ее словам, «играют в собственные игры». Однако казахстанцы восприняли ее идею в штыки, поскольку не хотят идти по следам России, где всех нежелательных для власти записывают в список иноагентов. Стоит ли опасаться, что при принятии такого закона в Казахстане этот реестр тоже станет инструментом для репрессий? Кто может попасть в этот список и нужен ли нам этот закон, разберем в материале Juzmedia.kz.
Иноагенты по-казахстански
Иностранный агент – это физическое или юридическое лицо, которое прямо или косвенно занимается политической и финансовой деятельностью в интересах иностранного государства. По данным депутата Смирновой, в нашей стране около 200 НПО финансируются из-за рубежа, и 70% из них – из США. Гранты же, по словам народной избранницы, предоставляют казахстанцам 165 доноров: из них 53 – международные организации, 31 иностранное госучреждение и 81 зарубежная или казахстанская НПО.
«Поддержку получают в основном проекты в области СМИ и свободы слова, защиты прав и интересов целевых групп, продвижения проектов в области развития демократии и гражданского общества, либеральных реформ, повышения толерантности и гражданской активности. Даже специалистам невозможно распознать, где дружественные нам ресурсы, а где нужно быть поосторожнее, дабы не нарваться на деструктивную, «мягкую» в кавычках силу. И это проблема и вызов для всего нашего общества», - заявила она.
За свое предложение депутат получила волну хейта в свою сторону. Ведь подобные законы об иноагентах действуют во многих странах, в том числе в соседней России. Там попасть в список получателей иностранного финансирования не составляет труда, достаточно выступить против власти и войны в Украине. При этом статус иноагента, разумеется, накладывает ряд ограничений и обязанностей. Ждать ли подобного и у нас, последует ли Казахстан российскому примеру?
Как утверждает политолог Газиз Абишев, в Казахстане в каком-то смысле есть закон об иноагентах, просто он распылен на множество других действующих законов.
«С другой стороны, кодификация этого закона в один документ будет своеобразным публичным жестом, заостряющим внешнеполитическую позицию и чуток снижающим дипломатическую маневренность Казахстана.
Во-вторых, стремясь снизить влияние западной либеральной пропаганды, нужно не забывать о внутренней традиционалистской, внешней религиозной, российской и прочих пассионарных пропагандах. Быть может, для баланса нужен весь спектр актуальных ценностей, нежели чем искусственный частично-стерилизованный набор. Конечно, если есть готовность хладнокровно вешать универсальный ярлык «иностранный агент» не только на партнеров западных фондов, но и на получателей грантов из российских, арабских и прочих источников – это другой вопрос. Но есть ли эта готовность?», - вопрошает политолог.
Инициатива Кремля?
Столько лет организации, получающие дотации с зарубежных источников, спокойно работали в Казахстане, а озаботиться их деятельностью решили только сейчас? Подгадали ли время наши депутаты, учитывая обсуждения и недовольства казахстанцев касательно повышения ставки НДС? Или все же здесь есть след Кремля? Как считает политолог Ислам Кураев, версия с тем, что инициатива могла исходить из России, скорее, ошибочная и верится в нее с трудом.
«Наблюдая за реакцией Москвы на подобные идеи в Грузии, то ситуация была иная. Как пример, это работа пропаганды и информирование по всем направлениям, то есть общество обрабатывают через свои ресурсы задолго до подачи подобной темы в массы, так как подобного рода инициативы не популярны и антидемократичные. Следовательно, больше смахивает на личную инициативу депутата Мажилиса Парламента РК Ирины Смирновой», - убежден Ислам Кураев.
Политолог подчеркивает: если посмотреть на законотворческую деятельность депутаты Смирновой, то можно сделать вывод, что она уже не первый год заседает в нижней палате Парламента и должна была быть в курсе относительно отсутствия необходимости подобного закона. Политолог тоже, как и его коллега Газиз Абишев отмечает, что работа таких компаний и лиц уже регулируется в Казахстане.
«Причина проста, законодательство Казахстана выстроено подобным образом, что регуляторы относительно иностранного финансирования и лиц, связанных с третьими странами, разбросаны в разных законодательных актах. Следовательно, эти самые барьеры уже имеются и нет необходимости их формировать в единый закон, а значит делать «клеймо», все и так все знают», - уверен Ислам Кураев.
Политолог считает, что подобный антинародный закон в нашей стране не примут, поскольку высока социальная напряженность, также не стоит сбрасывать со счетов перестройку внутри государственного сектора. Однако подобная инициатива может иметь свой умысел, убежден он.
«Это либо пиар, так как хейт тоже есть пиар и особенного среди любителей всего советского, а также патриотов русского мира. И, конечно же, не стоит сбрасывать со счетов социальные эксперименты, то есть благодаря непопулярной инициативе отследить динамику: антироссийскую или пророссийскую. Отвлечь внимание общества от более глобальных проблем, так как тема с загрязненным воздухом не особо пошла в массы», - перечислил возможные причины Кураев.
Мы итак во власти американцев?
Современную жизнь уже сложно представить без смартфонов, Интернета и прочих гаджетов. Прогресс цифровых технологий обеспечил почти всех казахстанцев мобильными устройствами и свободным доступом ко Всемирной сети. По словам Газиза Абишева, за прошедшие годы мы все уже сдали американским корпорациям наши геолокации, отпечатки пальцев, векторы лиц, реалистичные изображения большинства населенных пунктов.
«Наши телефоны с американскими операционными системами не стесняются нас подслушивать, чуть что подбрасывая необходимую рекламу. Другими словами, есть мнение, что профессиональные заокеанские аналитики, обладающие необходимым объемом данных и методами их обработки, в некоторых аспектах могут понимать нашу страну лучше, чем мы сами. И понимая ее, при необходимости вырабатывать хирургически точные методы воздействия, манипулируя алгоритмами выдачи новостей», - говорит политолог.
Он подчеркнул, что американцы не зря вкладывают сотни миллиардов долларов в искусственный интеллект, который позволит полностью разрушить языковой барьер в Сети, сможет проанализировать большие данные, собранные со смартфонов и социальных сетей, и построить картину общества в нужном разрезе. И на основании этой картины сформулировать триггерный контент, который в отсутствие языковых и культурных барьеров найдет своего массового потребителя.
«Для эффективной защиты нужно не судорожно закрываться от внешнего воздействия. Но развивать собственную привлекательную культуру, собственный конкурентоспособный контент, собственную здоровую идеологию», - заключил эксперт.
Учитывая, что работа компаний и лиц с иностранным финансированием уже регулируется разными законами, есть ли смысл придумывать новый? Ведь там, где начинается жесткий контроль, может закончиться свобода слова.
«Juzmedia» - ақпараттық-ағартушылық портал. Қазақ қоғамының өсуі, өзгеруі тұсында болып жатқан құбылыстарды мүлт жібермейтін сенімді ақпарат көзі. Атауына қатысты түсініктеме бере кетсек: Елде болып жатқан әр іс-әрекеттің сыртында адам, адамның бет-бейнесі, ЖҮЗІ бар. Яғни, жауапкершілігі, ар-ожданы деген сөз. Мейлі қарапайым адам, мейлі шенеунік осы түсінік аясынан алшақтамаса.