Нескромные аппетиты квазигоссектора
«КазМунайГаз» в представление, разумеется, не нуждается. Нефтяная махина генерирует и воротит внушительными суммами, пополняющими госказну. Учитывая этот факт, руководители нацкомпании получают солидные зарплаты и, думается, такие же премии. Вот что нам ответили в организации насчет новогодних бонусов топ-менеджменту.
«Для членов совета директоров бонусы не предусмотрены. Вознаграждение членов правления будет рассматриваться в конце 1 квартала 2025 год, после подведения итогов отчетного года», - сообщили в КМГ.
При этом раскрывать зарплаты руководства в компании не стали.
«Уровень заработной платы сотрудников соответствует среднерыночному диапазону. Сотрудники, включая руководящий состав, получают заработную плату, соответствующие среднему уровню в отрасли», - коротко ответили в нацкомпании.
Что касается бонусов остальным сотрудникам организации, то здесь государственный гигант не настолько щедрый.
«В соответствии с правилами премии предусмотрены только ко Дню работников нефтегазового комплекса при наличии экономии по фонду оплаты труда не более 5 МРЗП и ко Дню независимости, размер премии официально регламентирован лимитами в МРЗП (5 МРЗП)», - подчеркнули в «КазМунайГазе».
Минимальная зарплата в стране в этом году равна 85 тысячам тенге. Выходит, что сотрудники не могут претендовать на премию больше 425 тысяч тенге. Неплохо, конечно же, устроились руководители – себе вершки, остальным – корешки. Судите сами: согласно годовому отчету, в 2023 году каждый член правления КМГ (а их 9) получил 43,2 миллиона тенге в качестве вознаграждений – это премии и зарплаты. А каждый член совета директоров, коих тоже 9, заработал по 10,8 миллионов тенге.
Топ-менеджеры «КазАвтоЖола», ответственного за строительство, ремонт и содержание дорог, тоже не останутся без бонусов. Как сообщили в нацкомпании, вопрос о выплате вознаграждений членам правления по итогам работы за этот год будут рассматривать ориентировочно в сентябре 2025 года. А совет директоров останется без премий.
«Совету директоров вознаграждение по итогам работы за год не выплачивается. Справочно: за период деятельности нацкомпании (с 2013 года) вознаграждение членам правления выплачивалось один раз – в 2018 году (по итогам деятельности за 2017 год)», - добавили в организации.
Ответить открыто о том, сколько же получают топ-менеджеры в качестве зарплаты, здесь тоже не стали.
«Согласно закону «О персональных данных и их защите», персональные данные сотрудников, включая размер заработной платы, могут быть разглашены только с их согласия, если это не предусмотрено законодательством», - заявили в «КазАвтоЖоле».
Следующая нацкомпания – «Казахстан инжиниринг», созданная для совершенствования системы управления оборонно-промышленным комплексом страны. На руководство этой организации тоже посыпятся премии.
«При этом вознаграждение членам правления осуществляется в зависимости от достижения стратегических КПД, утверждаемых советом директоров компании и результатов оценки их деятельности, а также наличия чистой консолидированной прибыли. При это общий годовой объем данного вознаграждения не должен превышать 6 должностных окладов», - пояснили в нацкомпании.
Озвучивать зарплаты председателя правления, его заместителей и директоров здесь тоже не стали, прикрываясь служебной и коммерческой тайной.
«В соответствии с внутренним документам компании, схема должностных окладов работников составляет коммерческую тайну», - подчеркнули в организации.
Практически схожие ответы нам предоставили и в компании «Национальные информационные технологии».
Премий не будет?
А вот областные акиматы оказались более сговорчивыми. К примеру, как рассказали в акимате Кызылординской области, глава региона в этом году бонусов не получал, но своих прямых подчиненных без премий он, похоже, не оставит. А рядовым сотрудникам акимата можно и не надеяться на денежное поощрение.
«Аким Кызылординской области Налибаев Нурлыбек Машбекович в 2024 году премии не получал. Вопрос о премировании заместителей акима области и руководителей управлений будет рассматриваться в случае наличия экономии бюджетных средств по итогам финансового года. Сотрудникам акимата не предусмотрена выплата вознаграждений», - поведали в акимате.
На вопрос об окладах руководства региона, конечно же, пришла стандартная отписка.
«Размер заработной платы акима и его заместителей определяется в соответствии с действующим законодательством. Заработная плата государственных служащих формируется на основе утвержденных норм и принципов в отношении всех категорий работников государственного сектора», - отметили в акимате.
Такие же ответы пришли от акиматов Актюбинской и Атырауской областей. В последнем регионе также сообщили, получит ли вознаграждение глава области.
«Аким Атырауской области с момента назначения на должность премий не получал. Также на 2024 год денежное поощрение в виде премий не предусмотрено», - заявили в акимате.
Без финансовой поддержки, как оказалось, работает и аким Карагандинской области. Ермаганбет Булекпаев с декабря 2022 года занимает кресло главы региона, и, как заявили в его пресс-службе, еще ни разу за два года он не получал денежных бонусов.
«Аким Карагандинской области с момента своего назначения не получал премии. Также по итогам 2024 года не планируется поощрений в виде денежных премий», - заявили в акимате.
Такие ответы от госорганов можно смело назвать полным провалом. Отсутствие премий представляют нам как серьезное достижение. В завершение лишь подчеркнем: учитывая результаты работы, многие акимы не то что премии, даже своих многомиллионых зарплат не заслужили.
«Juzmedia» - ақпараттық-ағартушылық портал. Қазақ қоғамының өсуі, өзгеруі тұсында болып жатқан құбылыстарды мүлт жібермейтін сенімді ақпарат көзі. Атауына қатысты түсініктеме бере кетсек: Елде болып жатқан әр іс-әрекеттің сыртында адам, адамның бет-бейнесі, ЖҮЗІ бар. Яғни, жауапкершілігі, ар-ожданы деген сөз. Мейлі қарапайым адам, мейлі шенеунік осы түсінік аясынан алшақтамаса.