homepage

Бизнес на благотворительности, или Перизат Кайрат принесли в жертву?

Juzmedia. kz
25.11.2024, 14:19

Недавняя новость о задержании основательницы фонда Biz birgemiz Перизат Кайрат буквально взорвала все сводки и соцсети. Агентство по финмониторингу, честно говоря, подлило масла в огонь, в подробностях перечислив, куда девушка потратила собранные с казахстанцев пожертвования: элитную недвижимость, путешествия, роскошные авто и драгоценности. Параллельно вдруг всплыла информация о высоких заработках сотрудников еще одного популярного фонда – Асар Уме. Всё это, как ни странно, совпало с обсуждением довольно жестких поправок по регулированию благотворительной деятельности. Правительство хочет взять эту сферу под тотальный контроль. Вот только гарантирует ли это, что даже под госкрылом организации по сбору денег будут работать честно? Действительно ли можно построить бизнес на благотворительности или Перизат Кайрат попросту принесли в жертву ради продвижения этих поправок? Разберемся в этих вопросах вместе с экспертами в материале Juzmedia.kz.

Мы, разумеется, никого не пытаемся обелить или защищать, но нельзя не заметить подозрительное совпадение: задержание Перизат Кайрат совпало аккурат с обсуждением поправок в законы о благотворительной деятельности. К тому же госорганы, обычно страдающие предоставлением полной информации, в ее случае буквально обсмаковали все в подробностях, перечислив роскошества, на которые якобы были потрачены 1,5 миллиарда тенге пожертвований казахстанцев.

Так, по данным АФМ, на собранные для пострадавших от паводков деньги Перизат Кайрат купила машины премиум-класса – Mercedes-Benz S450 за 88 млн тенге, Lexus LX-600 за 80 млн, Haval за 39 млн тенге. Не обошлось и без покупок элитной недвижимости в столичных ЖК Akbulak Riviera, Highvill Ishim Gold, «Көк Жайлау» и в коттеджном городке Vela Village на 600 млн тенге. Агентство даже перечислило бренды купленных ею украшений – Cartier и Louis Vuitton.

Позже выяснилось, что пожертвования для палестинцев тоже пошли на ее комфортную жизнь: элитный комплекс Sensata Plaza за 49 млн тенге, Mercedes-Benz EQE 500 4 Matic за 30 млн тенге, украшения от Rolex, Prada и Fendi.

Столь тщательный анализ ее покупок опрошенных нами экспертов не удивил. Впрочем, какой-либо связи между задержанием благотворительницы и поправками в законы они тоже не видят.

«Задерживать просто так безосновательно никто не может. Каков бы ни был Казахстан и критика относительно его законов, но надо признать, что есть определенный порядок задержаний и определенные основания для этого. Если уж задержали, то были законные основания. Не знаю какое будет расследование дальше, но сами понимаете, что задержать человека, не имея нормальной доказательной базы, невозможно», - считает политолог Замир Каражанов.

Такого же мнения придерживается его коллега Талгат Калиев. По его мнению, в правоохранительной практике есть право презумпции невиновности и пока не доказано обратное, подозревать кого-то в чем-либо является некорректным.

«Поэтому если нет никаких явных признаков свидетельства о том, что эти два события имеют между собой связь, я думаю, что не имеет смысла строить такие конспирологические версии. Я сам по себе не конспиролог, поэтому для меня все объяснения гораздо проще», - считает директор Института прикладных этнополитических исследований Талгат Калиев.

Что касается самих поправок в законы, то здесь все просто: чиновники хотят запретить физическим лицам сборы в благотворительных целях. То есть казахстанцы не смогут помогать друг другу напрямую. Вместо этого в правительстве хотят, чтобы сборами занимались лишь аккредитованные организации.

Конечно, в любой стране есть и были люди, которые злоупотребляли благотворительностью и использовали ее в корыстных целях. Построить на этом бизнес достаточно легко. Причем даже на государственном уровне. Ведь никто из чиновников до сих пор не отчитался перед казахстанцами за деньги, которые были пожертвованы пострадавшим от паводков. Тогда, помнится, были собраны колоссальные суммы, которые в основном перечислили казахстанские олигархи и бизнесмены. Действительно ли по назначению были потрачены эти деньги или они осели в чьих-то карманах, до сих пор остается загадкой.

«Проблема состоит в том, что невозможно доказать, что это мошенничество, так как люди сами давали деньги. И это очень удобная форма преступления. Криминализация сферы благотворительности очень сильно подрывает доверие населения к самой спонсорской деятельности», - отметил Замир Каражанов.

До случая с Перизат Кайрат доверие не было так сильно подорвано. Может быть поэтому ей и удалось собрать столь внушительную сумму? Ведь без доверия благотворительность невозможна. И из года в год эта сфера только «процветала», поскольку страну постоянно что-то сотрясало: то взрывы, то пожары, то паводки, то замерзание целых городов. Все это наводит еще и на мысль о несостоятельности государства помочь своим гражданам, когда пострадавшим руку помощи протягивают люди, а не правительство.

Однако, как бы то ни было, эксперты все же настаивают на необходимости законодательных изменений в этой сфере. По их мнению, благотворительность нынче привлекает много мошенников, отчего рынок пожертвований стал серым и неконтролируемым.

«Любые финансовые потоки, особенно где идут сборы и вовлекаются масштабные средства простых граждан и бюджетных в том числе, нужно обязательно все регламентировать и делать это максимально прозрачно, потому что мы сами видим, что злоупотребления возможны и это выглядит особо цинично и особенно оскорбляет порывы и чувства тех, кто эти деньги собирал. А на фоне участившихся случаев мошенничества, особенно онлайн с использованием современных технологий это становится особенно актуальным», - убежден Талгат Калиев.

«Есть добросовестные благотворительные организации, но есть и недобросовестные, которые просто пользуются поддержкой людей, а люди перечисляют хорошие суммы. Там очень большие объемы денег фигурируют, и поэтому названная сумма в полтора миллиарда меня даже не удивила. Сейчас даже в подземных переходах, в автобусах ходят с коробочками и собирают деньги на лечение. И перепроверить эту информацию невозможно, а там потоки очень большие идут. Однако проверить, куда идут эти деньги, невозможно. Поэтому нам нужны законодательные изменения», - уверен Замир Каражанов.

Отличить истинную благотворительность от мошенничества нынче действительно сложно, поскольку весьма сложно отследить куда были потрачены деньги. К тому же мало кто из тех, кто делает пожертвования, интересуется этим. Поэтому построить нечестный бизнес на благотворительности и вправду можно. Вот только почему наши госорганы взялись за это только сейчас и не станет ли новый закон очередной кормушкой для нечистых на руку чиновников? Этот вопрос остается пока без ответа.

Теги:

Juzmedia

«Juzmedia» - ақпараттық-ағартушылық портал. Қазақ қоғамының өсуі, өзгеруі тұсында болып жатқан құбылыстарды мүлт жібермейтін сенімді ақпарат көзі. Атауына қатысты түсініктеме бере кетсек: Елде болып жатқан әр іс-әрекеттің сыртында адам, адамның бет-бейнесі, ЖҮЗІ бар. Яғни, жауапкершілігі, ар-ожданы деген сөз. Мейлі қарапайым адам, мейлі шенеунік осы түсінік аясынан алшақтамаса.